Благовещение в Великую субботу - канун Пасхи

Обсуждение последних новостей и публикаций
Priymak
Сообщения: 565
Зарегистрирован: Вс янв 15, 2012 10:25 am

Благовещение в Великую субботу - канун Пасхи

Сообщение Priymak » Сб апр 07, 2018 5:32 am

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.

Благовещение – двунадесятый праздник, то есть входит в число самых больших церковных праздников. Величие и значимость этого праздника удивительны не только с богословской и исторической точек зрения, но и с богослужебной стороны. Дата его празднования выпадает на период Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи. Но, в отличие от других праздников, служба которых, если праздник приходится на период Страстной седмицы и Пасхи, переносится на другие дни, служба Благовещения совмещается со всеми этими службами, включая Пасху. Так, соединение праздников Пасхи и Благовещения называется Кириопасха (греч. Κύριο Πάσχα – Господня Пасха).

В нынешнем году Благовещение выпадает на Великую субботу – канун Пасхи. И служба праздника не переносится, а совмещается со службами Великой пятницы и Великой субботы. Цвет облачений во время этих служб будет не черный (как это должно быть в последние дни Страстной седмицы) и не синий (как в праздники, посвященные Богородице), а фиолетовый.

Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу.

Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, которая была способна в своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

Мы все носим на груди крест Христов. Задумаемся: ведь это Господь Иисус Христос носит нас всех. Ведь Он носит наши кресты – то, что мы донести не в состоянии, то, что нам не по силам – предназначено нам, но не по силам. То, что мы не дотерпели, будет терпеть Он. То, что мы не смогли преодолеть из того, что необходимо нам было преодолеть, и упали по своей немощи, малодушию, для спасения нашего должен донести и совершить Господь.

Господь Иисус Христос, воплощенный Бог, – не волшебник. Он Спаситель. А что делает спаситель, спасающий, если человек попадает в реку, в водоворот? Он не одним мановением руки изводит его из этого страшного, смертельно опасного положения. Он, рискуя собой, кидается в водоворот и преодолевает то, что не смог преодолеть тонущий человек. А ему еще тяжелей, этому спасающему, потому что он должен и свое человеческое усилие приложить максимально, чтобы не погибнуть самому, и взвалить на себя человека, порой упирающегося, порой сопротивляющегося. Вот что такое спаситель.

И в трепетном ожидании, в очередной раз,

чуда Схождения Благодатного Огня

православный мир молится в преддверии Пасхи и Воскресения сына Божьего Иисуса Христа и искренне верит во спасение: Господи, спаси, сохрани и помилуй!

Аминь.
(С использованием материалов открытых источников)

Вернуться в «Мнения на тему»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

Наши сайты