Конституция Украины. Историческая справка.

Обговорення останніх новин і публікацій
Priymak
Повідомлень: 568
З нами з: Нед січня 15, 2012 10:25 am

Конституция Украины. Историческая справка.

Повідомлення Priymak » Вів червня 28, 2016 5:11 pm

Конституция Украины. Историческая справка.

28 июня наша страна отмечает один из главных государственных праздников — День Конституции Украины.

Основной закон Украины был принят 15 лет назад - 28 июня 1996 года после так называемой "конституционной ночи", когда Верховная Рада была под угрозой роспуска. После 23-часового заседания парламента 315 голосами "за" (было необходимо конституционное большинство, или 300 голосов) при 36 против и 12 воздержавшихся был принят Основной закон государства. До 8 июня 1995 года главным законом Украины была Конституция Украинской ССР, принятая в 1978 году и получившая к тому времени множество изменений. 8 июня 1995 года президент страны Леонид Кучма и спикер Верховной Рады Александр Мороз, действующий от имени парламента, подписали Конституционное соглашение, призванное действовать до момента принятия новой конституции. Закон, ратифицирующий новую Конституцию и аннулирующий предыдущие Конституцию и Конституционное соглашение, был официально подписан в торжественной обстановке в середине июля 1996 года. Тем не менее, согласно правилам Конституционного суда, действующая Конституция вступила в силу в момент, когда были оглашены результаты парламентского голосования, т. е. 28 июня 1996 года, приблизительно в 9 утра по киевскому времени. Согласно действующей Конституции, Украина является суверенным, независимым, демократическим, социальным и правовым государством. Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Основной закон провозгласил государственным языком в Украине украинский язык. При этом зафиксировано, что "государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины". Одновременно "гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины". В Конституции закреплены положения о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, о гражданстве, государственной символике. Конституция определяет права, свободы и обязанности граждан. Согласно Конституции Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. После принятия Конституции в июне 1996 года президент Украины Леонид Кучма неоднократно отмечал несовершенство документа, принятого за одну ночь. Шестнадцатого апреля 2000 года прошел всеукраинский референдум, на который были вынесены четыре вопроса, касающиеся государственного устройства страны. Абсолютное большинство граждан высказалось за расширение прав президента Украины, ограничение депутатской неприкосновенности, уменьшение численности депутатов Верховной Рады с 450 до 300 человек и формирование двухпалатного парламента. Однако парламент так и не смог принять ни один из законопроектов о поправках в Конституцию по итогам референдума. Двадцать четвертого августа 2002 года Леонид Кучма в своем обращении к украинскому народу по случаю 11-й годовщины независимости Украины, заявил о необходимости перехода от президентско-парламентской политической системы к парламентско-президентской республике в стране. Он высказался за создание коалиционного правительства, опирающегося на стабильное парламентское большинство, которое формирует правительство и несет ответственность за его работу. В марте того же года в телеобращении к народу Леонид Кучма заявил, что передает в парламент свои предложения по конституционной реформе, которые, в частности, предполагают передачу части президентских полномочий правительству и двухпалатному парламенту, сокращение депутатского корпуса, а также введение прямого действия решений всенародного референдума. Созданная в парламенте специальная комиссия разработала свой законопроект о внесении изменений в Основной закон, существенно расширяющие полномочия Верховной Рады и правительства. Позже в парламенте велась активная дискуссия по поводу политреформы. Восьмого декабря 2004 года Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в Конституцию и изменения к закону о выборах президента. В этот же день президент Леонид Кучма подписал эти документы. Закон об изменениях в Конституции (о политреформе) утвердил принцип перехода от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий парламента до 5 лет. Политреформа в Украине вступила в силу 1 января 2006 года. Принятая на волне политической борьбы в Украине, реформа неоднократно становилась причиной политического противостояния между президентом с одной стороны и кабинетом министров и парламентом - с другой. Виктор Ющенко, возглавлявший Украину с 2005 до начала 2010 года, хотел провести другую политреформу, вернув себе часть полномочий, однако ему это не удалось. В 2010 году новый президент страны Виктор Янукович также заявил о намерении добиться отмены конституционных поправок 2004 года и укрепить президентские полномочия. Янукович поддержал идею создания Конституционной ассамблеи, которая будет заниматься подготовкой реформы Конституции. Первого октября 2010 года Конституционный суд Украины обнародовал решение, согласно которому политическая реформа, по которой Украина из президентско-парламентской превратилась в парламентско-президентскую республику, была принята в 2004 году с нарушением законодательства. Первого февраля 2011 года Верховная Рада Украины приняла решение о внесении изменений в Конституцию страны, согласно которым срок полномочий парламента составляет пять лет, а не четыре, как в редакции основного закона от 1996 года. Третьего февраля 2011 года президент Украины Виктор Янукович подписал изменения в Конституцию.
Ссылки по теме:
РИА Новости Украина: http://rian.com.ua/

Внесение изменений в Конституцию Украины
Порядок внесения изменений в Конституцию Украины определяется в разделе XIII Основного Закона. Он направлен на обеспечение как стабильности конституционного строя, так и динамику его развития с учетом общественных потребностей, которые постоянно меняются. Анализ норм этого раздела позволяет утверждать, что Конституция Украины относится к жестким, трудно изменяемым актам, она может быть изменена только в особом, закрепленном ею порядке. Именно устойчивый процессуальный порядок внесения в нее изменений обеспечивает стабильность правовой защиты и возможность частичного изменения отдельных положений в случае необходимости. Таким образом, обеспечивается, с одной стороны, стабильность общественных отношений, а с другой - возможность их дальнейшего развития на демократической основе.
Впервые в практике конституционного регулирования в Украине вводится дифференцированный подход к изменению конституционного текста.
Право представления Верховной Раде Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (кроме разделов I, III и XIII) предоставляется только Президенту Украины и не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. Этот законопроект должен быть предварительно обсужден и одобрен простым большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Окончательное решение о внесении изменений в Конституцию принимается только на следующей очередной сессии Верховной Рады не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Еще более сложный порядок внесения изменений в Конституцию Украины устанавливается относительно тех разделов, которые составляют ее фундаментальную основу. Согласно статье 156 Конституции, законопроект о внесении изменений в раздел I «Общие положения», раздела III «Выборы. Референдум »и раздела XIII« Внесение изменений в Конституцию Украины »подается в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады. Такой законопроект принимается квалифицированным большинством, не менее чем двумя третями от конституционного состава Парламента. Действующим этот закон считается только от времени утверждения его всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины. Часть 2 ст.156 запрещает повторное представление законопроекта о внесении изменений в эти разделы Конституции по одному и тому же вопросу на рассмотрение Верховной Рады Украины того же созыва. Это может сделать Парламент только следующего созыва.
Предусмотренный в Конституции Украины усложненный механизм изменения конституционного текста направлен на обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно ст.157 Конституции Основной Закон государства не может быть изменен, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, если они направлены на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины.
Это, конечно, не означает, что второй раздел Конституции, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, не может быть изменен вообще. Конституция предусматривает возможность дальнейшего расширения конституционных прав и свобод, усиления их гарантированности. Согласно части 1 ст.22 Конституции, права и свободы человека и гражданина не являются исчерпывающими. Тем самым конституционно признается возможность расширения круга основных прав и свобод личности. В то же время, ни при каких обстоятельствах не может быть изменена Конституция Украины в условиях военного или чрезвычайного положения.
Весьма важным является положение ст. 158 Конституции Украины, которое запрещает повторное представление в Верховную Раду одного и того же законопроекта, если он уже рассматривался парламентом Украины и был им отвергнут, раньше чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту. Эта конституционная норма направлена на сохранение стабильности Конституции. Ее стабильности способствует и то, что Верховная Рада в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины.
Основной Закон требует обязательного заключения Конституционного Суда Украины относительно конституционности законопроектов о внесении изменений в Конституцию по вопросам, которые касаются национальной безопасности Украины, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Так, согласно ст.159 Конституции Украины, законопроект рассматривается Верховной Радой при наличии заключения Конституционного Суда Украины относительно соответствия законопроекта требованиям статей 157 и 158. Статья 157 Конституции Украины устанавливает, что Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины, а ст.158 предусматривает, что законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины и закон не был принят, может быть подан в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту.
Относительно вывода Конституционного Суда относительно конституционности законопроекта, то он является важной юридической гарантией против возможности нарушение Основного Закона. Парламент не может принять законопроект к своему рассмотрению по вопросам, предусмотренным статьями 157 и 158 Конституции без этого вывода. Но даже при наличии положительного заключения законопроект может быть принят или отклонен Верховной Радой, а принятый закон может быть не утвержден народом на всеукраинском референдуме.
Восьмого декабря 2004в действующую Конституцию Украины были внесены изменения, связанные с переходом нашего государства к парламентско-президентской форме правления.
Таким образом, установленный в XIII разделе Конституции Украины усложненный порядок изменения конституционного текста направлен на обеспечение стабильности конституционных норм, имеет существенное значение для стабильности правовой системы, ее развития на демократической основе.

Повернутись до “Думки на тему”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість

Наши сайты